Публикации · 02.07.2022

Олеся Рапоткина Imagofeminae Берлин

Imagofeminae. Берлин

Рассказала немного о себе, своей жизни берлинскому проекту о женщинах Imagofeminae.

Imagofeminae – независимый ежеквартальный женский журнал в онлайн- и печатном форматах. Издается в основном на английском, немецком и русском языках. Основан в Берлине 10 лет назад. Создателями и редакторами Imagofeminae являются женщины. В проекте публикуются изображения, биографии и работы женщин, в том числе новости о женских политических, культурных и социальных движениях. А также новости о женщинах в искусстве, литературе, науке, экономике, спорте и средствах массовой информации.

Imagofeminae открывает пространство для женщин в каждой стране. Проект делает акцент на том, как женщины предпочитают представлять себя сами. Imagofeminae делает фильмы, видеоролики, цифровые и печатные статьи и книги, фотографии, мероприятия.

Интервью опубликовано на английском и русском языках на их сайте в марте 2022 г. В печатном виде номер XXXI WINTER 2022 должен был выйти позднее.

Олеся Рапоткина Imagofeminae. Берлин

ОЛЕСЯ РАПОТКИНА. Видение и работы

Интервью дипл.-псих. Пайман Мария Даварифард под редакцией Пайман Марии Даварифард и Олеси Рапоткиной

Я художник, графический дизайнер, арт-менеджер. Родилась в г. Актюбинске (сейчас Актобе) Казахской ССР, СССР. Среди моих близких не было художников и дизайнеров. Искусству училась сначала в Художественной школе, затем в Художественном лицее, где приобрела специальность «Художник-оформитель». После окончания лицея поступила в Актюбинский государственный университет им. К. Жубанова на специальность «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство». Окончив, получила педагогическое образование со специализацией в графическом дизайне. Моей дипломной работой в университете были плакетки с изображением архитектуры моего родного города. Это была резьба по металлу, хотя изначально работа задумывалась как литье металла. Несколько месяцев я готовила матрицы из гипса для отливки. Это тонкая работа, т. к. плакетки – это миниатюры. Отливка должна была производиться на заводе. Но за 3 дня до защиты диплома мой преподаватель сообщил, что отливка на заводе не получилась, а матрицы разрушены. В кратчайшие сроки мне пришлось выполнить резьбу по металлу четырех плакеток по ранее созданным эскизам. Это были незабываемые 3 дня. Защита диплома прошла успешно.

Я давно покинула родной Актюбинск, переехав сначала в Санкт-Петербург, а затем в Москву. В Москве я узнала о существовании магистратуры в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) по направлению «Менеджмент», управление в арт-бизнесе. И поступила туда в 2019 г. В художественной школе и художественном лицее, да и в университете, нас, художников, к сожалению, не учили соединять деньги и искусство. Не учили самопрезентации, выстраиванию собственного бренда художника, взаимодействию с арт-институциями и многому другому. Однако это очень важные вопросы для художников. После получения образования художники выходят в большой мир и не понимают, как выстраивать свою карьеру, как зарабатывать своим искусством. Чувствуют себя невостребованными и идут работать не по специальности, зачастую бросая искусство. Не на все вопросы я нашла ответы в Академии. Но было интересно узнать об опыте работы преподавателей в сфере арт-бизнеса.

Темой моей магистерской диссертации была «Трансформация российского художественного рынка в условиях пандемии COVID-19 на примере арт-институций г. Москвы». Я исследовала происходящее с арт-институциями Москвы с начала пандемии. Рассматривала аукционные дома и художественные галереи Москвы. Гипотезой моего исследования было предположение, что пандемия коронавируса COVID-19 оказала негативное влияние на арт-рынок г. Москвы. Но по итогам исследования гипотеза не подтвердилась! Точнее, подтвердилась лишь частично. Да, в периоды жестких карантинных ограничений исследуемым арт-институциям приходилось закрываться, отменять запланированные мероприятия и пр. Но в периоды менее жестких карантинных ограничений многим галереям и аукционным домам удалось наверстать упущенное и даже превзойти итоги продаж предыдущих лет. А для некоторых 2020 г. стал лучшим по итогам продаж за весь период деятельности компаний! И аукционные дома, и галереи отмечали с начала пандемии увеличение количества коллекционеров, особенно среди молодежи. Причем женщин оказалось среди покупателей искусства больше, чем мужчин. Казалось бы, люди должны перестать покупать искусство в период пандемии. Искусство не является предметом первой необходимости. Но люди в трудные времена стали больше интересоваться искусством. И не просто смотреть, а покупать, приобщаться к коллекционированию. Даже те, кто до пандемии никогда не покупал произведения искусства. Также в своем исследовании я отметила огромное влияние цифровой трансформации на арт-бизнес и рассмотрела, какую поддержку оказывало государство арт-бизнесу. Целью моей магистерской диссертации было создание рекомендаций по использованию наиболее эффективных инструментов оптимизации ведения арт-бизнеса, поиску путей сокращения издержек в условиях пандемии COVID-19 и последующие годы выхода из кризиса, что я и сделала.

Как художник я предпочитаю заниматься живописью и графикой. Реже – декоративно-прикладным искусством. В числе любимых материалов у меня масло, акварель, пастель сухая и масляная, тушь, холст, бумага и др. Очень люблю писать мастихином. Он позволяет создавать эмоциональную, динамичную, фактурную живопись. В работе я не ограничиваюсь одним жанром: мне близки портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. Я участвую в различных выставках онлайн и офлайн, альбомах о художниках и пр. Экспериментирую с новыми материалами.

Как графический дизайнер я занимаюсь полиграфией, веб-дизайном, наружной рекламой, логотипами, фирменным стилем, различными презентациями. Долгое время я работала дизайнером в маркетинге. В последние годы принимаю участие в разработке онлайн-курсов.

*

О моих работах, опубликованных в интервью, можно больше узнать, нажав на названия: Дуня на подушкеЗа чашкой чаяАвтопортрет мастихиномКоломенское (серия), Цветущая РоссияАвтопортрет на синем, Времена года (серия).