Публикации · 06.06.2022

Русская галерея XXI век №5/2018

Русская галерея XXI век №5/2018

4 разворота (8 полос) обо мне в журнале «Русская галерея XXI век». Москва, №5/2018. 

Журнал издается под патронажем Некоммерческого фонда содействия развитию национальной культуры и искусства – учредителя Национальной премии в области современного изобразительного и декоративного искусства России «Русская галерея XXI век». По договоренности с подведомственным Министерству иностранных дел Российской Федерации Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) журнал направляется в библиотеки Российских центров науки и культуры в 83 страны мира.

Русская галерея XXI век №5/2018

ГАРМОНИЯ ТВОРЧЕСТВА ОЛЕСИ РАПОТКИНОЙ

А. С. Епишин, кандидат искусствоведения, член Союза художников России, член АИС (Ассоциации искусствоведов)

Художественное творчество – восхитительный и захватывающий мир. В одном маленьком этюде или беглом наброске может быть больше мелодии, чем в серьезной многочастной симфонии, и больше тепла, чем в добром слове. Иногда возникает опасение, что изобразительное начало как таковое, существуя тысячи лет, уже исчерпало себя. Но нет. Произведение послушно рукам художника, оно подчиняется его индивидуальности. И каждая новая рука дает искусству новую, неповторимую жизнь.

Олеся Рапоткина родилась в Актюбинске. Тяга к искусству проявилась у нее с раннего детства: девочка с отличием закончила детскую художественную школу, а затем художественный лицей в родном городе. Следующей ступенью профессионального мастерства для художницы стал Актюбинский государственный университет им. К. Жубанова. Получив педагогическое образование в области графического дизайна, Олеся перебралась в Санкт-Петербург, а затем в Москву. Сегодня она с одинаковым успехом создает портреты, пейзажи, натюрморты, экслибрисы, занимается разработкой логотипов и фирменного стиля, полиграфией, веб-дизайном, наружной рекламой. Олеся является членом Международного художественного фонда и Союза дизайнеров Москвы, постоянной участницей городских, областных, региональных, всероссийских и международных выставок. Работы художницы находятся в частных коллекциях России и зарубежья.

Полотна Олеси Рапоткиной разнообразны эмоционально, стилистически и технически. По сути, это живые свидетельства того широкого диапазона чувств и настроений, которые владеют автором. Художница работает смело, раскованно, без слащавости. Строгость композиционных и колористических отношений позволяет говорить об изображаемом как о характерном и правдоподобном. Это взгляд художника на реально существующий пейзаж, натюрморт или портрет.

В первую очередь, обращают на себя внимание акварели, проникнутые ощущением легкости, одухотворенности и свежести. Рапоткина пишет прозрачно, без теней, одними рефлексами, местами по сырому, а-ля прима. Так, «Оленье озеро», очевидно, созданное импровизационно, без предварительного рисунка, привлекает своей нежной и вместе с тем звонкой гаммой лазурно-голубых и зеленых оттенков. Ему вторят «Уголок Москвы» и «Учебный корпус №5 РГАУ МСХА им. Тимирязева», где цветовая композиция также строится на взаимодействии голубого, жемчужно-серого и зеленого. Художница явно увлечена игрой холодных оттенков, а свободная россыпь множества мелких мазков, близких импрессионистической пуантили, наводит на мысль о своеобразной цветовой мозаике.

Совершенно иное впечатление производит масляная живопись автора, тяготеющая к пастозному мазку и локальному, укрывистому цвету.

В отдельный корпус работ складываются натюрморты. Своеобразной манерой письма привлекает «Натюрморт с гранатами», где все предметы даны плотно, вещественно, осязаемо. Плоские, почти квадратные мазки придают всему красочному слою впечатление подвижности – короткие касания кисти по драпировкам, гранатам, мандаринам, лайму дают светотеневую игру и сообщают картине эффект пульсации и мерцания. Аналогичный прием оригинальной пастозной лепки формы автор использует в этюде «Масяня и Дуня», изображающем двух черных кошек на ярком лоскутном одеяле.

Безусловной удачей художницы следует признать «Натюрморт с грушами», где особая вещественная насыщенность цвета позволяет зрителю почти тактильно ощутить граненую фактурность фруктов и мягкую поверхность драпировок. Отдельное внимание следует обратить на удачно найденное колористическое сочетание интенсивно голубой и бледно-розовой тканей: художница дает их плотно, с глубокими и одновременно прозрачными тенями, как бы подчеркивающими сочную спелость разбросанных по плоскости стола груш и дыни. Натюрморт как будто сохраняет свежесть первого впечатления и передает дыхание самой жизни. Эта витальность чувствуется и в сочных, будто отлакированных фруктах, и во влажных белильных бликах, разбросанных по глянцевитой поверхности плодов, и в свободно струящейся бирюзовой драпировке.

Олеся пробует себя и в портретном жанре. Пожалуй, здесь дает о себе знать экспрессивное начало ее дарования. Особенно это чувствуется в «Автопортрете мастихином», привлекающем своей чрезмерно пастозной фактурой, напряженной поверхностью холста. Полотно кажется сырым, многие детали прописаны приблизительно, лаконично, «необязательно», однако благодаря последнему, на первый план выступает эмоциональная составляющая образа. Цветовая экспрессия «Автопортрета на синем» также фиксирует ускользающее мгновенное состояние души, энергетику взгляда. Стоит отметить, что оба автопортрета даны в резких ракурсах головы и шеи, что придает им особую артистичность. В портрете «За чашкой чая», напротив, умелое сочетание масляных красок и масляной пастели сообщает образу героини ощущение хрупкости, воздушности и прозрачности. Натурный этюд, с местами нетронутым кистью холстом, позволяет мысленно достроить едва намеченные детали.

Несколько слов стоит сказать и о масляных пейзажах Олеси, очень разных как в колористическом, так и в чисто техническом плане. Иногда стихийность мазка и буйство фактуры заставляют балансировать ее работу на грани абстракции. Например, в картине «Балаклава. Генуэзские башни» очертания ландшафта почти утеряны, словно намеренно смазаны мастихином, возможно, для усиления образного начала. Другие полотна, напротив, выписаны с необыкновенной любовью и тщательностью, как, например, «Деревянный теремной дворец в Коломенском» или «Водяная мельница на реке Жуже». В работе «Церковь Вознесения Господня в Коломенском», из той же серии, впечатляет игра света в разряженном воздушном пространстве. Белый слепящий свет, проступающий сквозь каменную арку и темнеющие ворота, формирует тоновую перспективу. Сама шатровая церковь будто растворилась в холодном воздухе. Она кажется далекой, почти эфемерной. Удивительным образом автору удается донести до зрителя само впечатление зимы с характерной светоцветовой игрой падающего снега, синеватого в тени и розоватого на свету. На контрасте со всеми вышеперечисленными полотнами выступает южный пейзаж под названием «Крит», с высоким горизонтом, состоящий из нескольких, как бы наслоенных друг на друга планов. Пейзаж безлюден, лишь впереди белеет одинокий рейсовый автобус. Ровно расчерченные пашни, круглые кроны деревьев, горные хребты и холмы придают ему своеобразный ритм, а декоративная подача цвета и осознанная уравновешенность композиции сообщают полотну общую мажорную тональность. Здесь ощущается парадоксальное сочетание одновременно монументального и камерного.

Очевидно, что творчество для Олеси – это своя особая сфера, душевное состояние, исполненное глубоких эмоций и творческих замыслов. Вместе с тем художница сумела наладить отношения и с реальным жизненным пространством. Именно поэтому чувство гармонии так ярко выражено в ее картинах. Олеся Рапоткина не останавливается на достигнутом, не теряет вдохновения, жажды познания, искренней отзывчивости к жизни, природе и миру. Думается, что на этом пути автора ждет еще много открытий.

О моих работах, опубликованных в статье, можно больше узнать и купить, нажав на названия ниже:
«Учебный корпус № 5 РГАУ МСХА им. Тимирязева», «Автопортрет мастихином», «За чашкой чая», «Цветущая Россия», «Автопортрет на синем», «Уголок Москвы», «Крит», «Оленье озеро», «Вечер в Большом Харитоньевском переулке. Москва», Копия И. И. Шишкина «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «Натюрморт с гранатами», «Масяня и Дуня», «Мандарины, хурма», «Натюрморт с грушами», серия «Коломенское», «Сладкий сон», «Балаклава. Генуэзские башни».